Рыцарь гуманной педагогики

К 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили

 

           Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.
          Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.
 Ш.А.  Амонашвили
 
          Место, которое занимает Шалва Александрович Амонашвили, уникально – это великий педагог, самобытный духовный мыслитель, навсегда оставшийся в солнечном мире Детства.             
          Его имя стало легендой  отечественной педагогики…
          Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии Российской Федерации,  почетный  член ряда крупнейших зарубежных и российских вузов, глава Издательского дома, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском государственном педагогическом университете. Он          вдохновитель и организатор  ежегодных Международных педагогических чтений, автор многочисленных трудов и оригинальных авторских методик по проблемам гуманно-личностной педагогики.
         Перу Ш.А. Амонашвили принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на иностранные языки: «Исповедь отца сыну» (2009),  «Спешите, дети, будем учиться летать!» (2009),  «Истина школы» (2008), «Рука ведущая» (2008), «Без сердца что поймем?» (2004), «Вся земля ждет нас!» (2004), «Почему не прожить нам жизнь героями духа?» (2003), «Улыбка моя, где ты?» (2003), «Размышления о гуманной педагогике» (2001), «Школа жизни» (2000), «Письма к дочери» (1988), «В школу с шести лет» (1986), «Воспитательная и образовательная функция оценки учения  школьников» (1984), педагогическая трилогия: «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели» (1983-1987) и др.  Ему принадлежит  идея создания уникального книжного проекта –100-томной «Антологии гуманной педагогики».
          Его научно-педагогическая концепция «Школа жизни», основанная на гуманно-личностном подходе к воспитанию,  прочно вошла в «классику» методик развития и воспитания ребенка. Принципы гуманной педагогики, разработанные замечательным педагогом, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, а созданную им философскую систему успешно применяют в школах ближнего и дальнего зарубежья.          Академик Ш.А. Амонашвили   награжден медалью К.Д Ушинского за заслуги в области педагогических наук,  знаками отличия «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации»…  В 2003 г. Международное Общественное Жюри признало его «Рыцарем Гуманной педагогики» и вручило  золотой значок «Сердце и лебедь». В 2008 г. Шалва Александрович стал лауреатом   Премии Правительства РФ в области образования – за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».
         Ш.А. Амонашвили родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси. Окончил с отличием востоковедческий факультет Тбилисского университета (1955),  защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР. В 1983–91 гг.  – директор, с 1987 г. – генеральный директор  экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства народного образования Грузии.  В 60 – 70-х гг.  в школах Грузии Ш.А.  Амонашвили  возглавил новое научное направление, получившее широкий отклик во всем мире. Оно  обрело известность как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», являясь целостной концепцией со своей философской основой, понятийной базой, принципами и направлениями осуществления.
         Это был смелый эксперимент по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч.  обучения детей с 6 лет в условиях школы.  Занимаясь с ними в виде игры, предоставляя им свободу выбора, педагогу удавалось добиваться великолепных результатов в развитии детей. Они не только делали свои первые маленькие открытия, но и учились самостоятельно принимать гениальные решения, руководствуясь собственными желаниями и полученным опытом.
        Исследуя проблему раннего обучения, Ш.А. Амонашвили  доказывал, что шестилетний возраст – сензитивный возраст, наиболее чувствительный, податливый и  благоприятный для ускоренного интеллектуального и нравственного развития,  для формирования культуры чувств. Цель эксперимента была одна – вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.
       Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще со времен Авиценны: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!».
        Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечет за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».
        Система воспитания и обучения Ш.А. Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми.
       Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Для  исследователя было очевидно – чтобы охватить в педагогическом процессе целостную личность ребенка, направить  педагогический процесс на воспитание и развитие свободной личности ребенка, надо не готовить ребенка к жизни, а воспитывать в нем саму Жизнь.
         Новаторство во времена «руководящей и направляющей роли партии» было делом непростым. Несколько раз лабораторию Амонашвили в Грузии пытались закрыть, созданную им первую экспериментальную школу г. Тбилиси, известную во всем мире, – расформировать… Более 20 лет приходилось жить под постоянным идеологическим силовым давлением и, тем не менее, оставаться оптимистом, верным идее возможности и необходимости гуманизации педагогического процесса, необходимости ставить во главу угла личность ребенка. Выстоять помогала только твердость педагогических убеждений.
              В 1970–1980-е гг. Ш.А. Амонашвили становится самым известным и уважаемым педагогом в стране. Массовыми тиражами начинают выходить его труды.  Ш.А. Амонашвили становится признанным и харизматичным лидером Творческого союза учителей СССР.
                 Распад СССР в начале 90-х гг., приход в Грузии к власти Гамсахурдиа, ставит крест на деле жизни Ш.А. Амонашвили. Его обвиняют в русификаторстве и лишают всего – института, лаборатории, школы. Он вынужден покинуть Грузию. Это был тяжелейший удар, который  не сломил  Шалву Александровича – человека, наделенного редким сочетанием качеств: ярким талантом и несгибаемым упорством в достижении выстраданных целей.
                Педагогическую деятельность он продолжает сначала в Екатеринбурге, а затем в Москве:  в Московском государственном педагогическом университете и в Российской академии образования.
                 Качественно новым этапом в творчестве Ш.А.  Амонашвили стало создание им новой философии образования, которую он называет «Школой жизни». Принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он учился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, А.С. Макаренко и многих других. Корни выдающихся педагогических способностей Шалвы Александровича   – в глубинной грузинской культуре, в народных традициях Грузии.  Обладая редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной. Она включает в себя основы гуманистического семейного воспитания. Эти принципы требуют устроить окружающий мир и педагогический процесс таким образом, чтобы в них:
  • ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;
  • познавал себя как человека;
  • проявлял свою истинную индивидуальность;
  • находил общественный простор для развития своей истинной природы;
  • его интересы совпадали с общечеловеческими интересами;
  • были нейтрализованы источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные действия и поступки.
      Свою концепцию Шалва Александрович назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителя вверх.
      Продолжая развивать гуманистическую педагогику, он выдвинул три основных принципа своей жизнеутверждающей и гармоничной педагогической деятельности:
       Любить ребёнка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.
      Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
     ● Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.
      Любовь к ребёнку, к человеку – вот основа гуманистической педагогики. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности является одной из приоритетных задач нашего общества.
      Методика обучения Шалвы Амонашвили не имеет ничего общего с традиционной системой образования. Занятия по системе профессора Амонашвили строятся по принципу самостоятельного решения проблемы, которую учитель ставит в ходе урока, а ученик самостоятельно пытается найти пути ее решения. В школах по данной методике преподаватели сами подбирают учебники и материалы.
       В классах с домашней обстановкой, дети свободно учатся думать, размышлять и анализировать информацию, не страшась осуждения и насмешек. Уважительное демократичное общение с детьми как со взрослыми, восприятие их как личности, составляют основу педагогики Шалвы Александровича. Для него дети – являются одновременно и учениками, и учителями.
       Главную задачу образования он видит в стремлении учителя воспитать достойных и умных людей, которым известно, что такое милосердие, любовь и терпимость.
       При организации учебного процесса по методике обучения Шалвы Амонашвили преподаватель – это, прежде всего, проводник, своеобразный «луч света в темном царстве», а не цербер с указкой в руках.
       По мнению Шалвы Александровича, все мы приходим в этот мир со своей определенной уникальной миссией: ничто и никто на земле не рождается просто так. Внутренний свет, под названием – душа, принадлежит только самому растущему человеку, и никому больше. Задача родителей, чтобы этот свет не угасал, чтобы ребенок смог самостоятельно найти свой правильный путь в жизни.
       В отличие от обычных классических школ в школах по методике обучения Шалвы Амонашвили Шалвы не ставят отметок, отсутствует жесткая дисциплина. Уроки сами по себе представляют жизнь, в которой ребенку можно спокойно творить, думать, мечтать. Один из самых интересных приемов на уроках – нашептывание своего ответа учителю на ухо. Дети чрезвычайно любопытные существа. Прежде чем получить верный ответ, они вынуждены сами учиться думать  и запускать собственный мыслительный процесс.
       Избегая авторитарного давления на ребенка, постоянного контроля над его действиями, не заставляя и не принуждая выполнять задания, можно добиться гораздо лучших результатов. Нужно любить детей просто за то, что они появились в нашей жизни. Не бывает плохих детей, просто у педагогов и родителей не достает опыта в общении с ними. Чтобы понять чего хочет ребенок, нужно попытаться представить себя на его месте. Дети заслуживают уважения. Не зря говорят: «устами младенца глаголет истина». Воспитывая своих детей, родители закладывают их будущее, а в каждом ребенке растет будущий родитель.
       Ведущей идеей педагогической концепции ученого является глубокая вера в возможности ребенка, его творческие силы, раскрытие самобытной природы ученика.
       Гуманно-личностная педагогика основана на классической формуле: ребенок не только готовится к жизни, но уже живет... Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь.    
       Понятно, что детям необходим педагог, обладающий особыми духовно-нравственными качествами.     Понятие «учитель» в педагогике Ш.А. Амонашвили наполнено новым содержанием, высоким духовным смыслом. Учитель должен целенаправленно развивать в себе особые духовно-нравственные и профессиональные качества: любовь и доброту, творчество и новаторский подход, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность.
«К ожесточенному сердцем человеку к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придет, для него постулаты Школы жизни не приемлемы». 
                                                                                                       (Ш.А. Амонашвили).
        
Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили – это не просто метод, рожденный гением, а объективно существующая духовная реальность, которую постепенно педагог вначале открывает в своем сердце и сознании, а затем помогает открыть детям.
       Сделать это не так просто, каждый шаг к цели представляет собой нелегкий труд, требующий терпения, изобретательности и великой любви к своему делу. Но как же может быть иначе, если гуманная педагогика – это непрерывное восхождение к совершенству?
      Духовной основой деятельности  созданного и руководимого  им Центра гуманной педагогики являются идеалы, приемлемые для каждого человека. Шалва Александрович приглашает  к сотрудничеству всех учителей, кому дороги идеалы добра, красоты и знания. В его Центре сегодня проводятся конференции, педагогические чтения, семинары, дни открытых дверей школ, раскрывающие уникальный опыт гуманно-личностного подхода к ребенку.   
       Академик Ш.А. Амонашвили отдал экспериментальной педагогике свыше 50 лет жизни!        
       Гуманная педагогика нашла сотни тысяч своих последователей в разных регионах России, странах Балтии и СНГ, она завоевала популярность среди педагогов  за рубежом, ее ценят в Европе и Америке. На протяжении нескольких десятилетий в МГПУ успешно работает Международная лаборатория   гуманной   педагогики, созданная Ш.А. Амонашвили. В разных городах нашей страны под её патронажем работает около 150 лабораторий и творческих объединений этого направления. Только на территории России создано более 200 экспериментальных школ. В крупнейших педагогических вузах разных стран организуются  педагогические чтения по гуманной педагогике, на которых ее последователи обмениваются опытом и педагогическими открытиями. Семинары по гуманно-личностному подходу в образовании, которые проводит Ш.А. Амонашвили, пробуждают творчество учителя, возрождают интерес к своей профессии, помогают поверить в себя, свои силы и в детей.
      Уникальный опыт Шалвы Александровича Амонашвили, результаты его многолетних исследований обобщены в книгах и пособиях, которые стали настольными для нескольких поколений учителей и родителей. У него  более170 публикаций, из них более 100 учебно-методических и 70 научных работ, используемых в педагогической практике, как в России, так и за рубежом.
       Идеи педагога с мировым именем близки и многим педагогам Новосибирска, к которому у академика «своя тяга»...
       Впервые Ш.А. Амонашвили посетил Новосибирск более 20 лет назад,  встретился с коллегами – преподавателями Новосибирского государственного  университета, где впоследствии была создана Лаборатория Гуманной педагогики. Первые Педагогические чтения с участием Шалвы Александровича прошли в Новосибирске в 2004 г. и вызвали интерес со стороны педагогической общественности города и региона.  С тех пор такие мероприятия собирают неизменно огромную заинтересованную  аудиторию, где учителя, родители, воспитатели обсуждают сложные вопросы воспитания детей в современных условиях.
      Лаборатория Гуманной педагогики НГПУ совместно с Региональной общественной организацией «Институт человека» издает вестник «Учитель - Свет несущий», в котором публикуются статьи педагогов, результаты детских исследований, аналитические материалы, уникальные фотографии.
        В 2006 г. Ш.А. Амонашвили был участником научно-педагогической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, где  выступил с докладом «Уроки культуры Д.С. Лихачева».   В 2008 г.педагог-новатор приехал на открытие Новосибирского Дома учителя,  провел очередной авторский семинар. На состоявшемся в Новосибирске в 2009 г.  Всероссийском форуме «Духовные, биологические, социальные основы природы человека» прозвучало обращение замечательного педагога к выдающемуся ученому, академику СО РАМН  В.П. Казначееву, который на протяжении многих лет занимался изучением ключевых проблем жизнедеятельности Человека, разрабатывал целостную доктрину знаний о здоровье как гармоничном развитии личности. Ш.А. Амонашвили пишет: «По аналогии с «клеткой Казначеева» основополагающую идею гуманной педагогики я называю «клеткой Сухомлинского»… «клетка Сухомлинского» о «духовной общности» так же, как «клетка Казначеева», выводит сознание на новый уровень и ведет его к созиданию новой образовательной истины, она наполняет сущность ребенка радостью и успехом, уверенностью в себе, чувством сотрудничества, мыслью о благе. Все это не педагогическая фантазия, а действительность, которую созидают многие учителя, в том числе в Новосибирске». 
       В   2010 г.  в  Новосибирске  по инициативе РОО « Институт Человека», Лаборатории гуманной педагогики НГПУ, при поддержке Департамента образования города, Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области состоялся очередной   педагогический форум «Гуманная педагогика – истина новой школы», в рамках которого прошли  авторский семинар Ш. А.  Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» и  педагогические чтения по гуманной педагогике «Как любить детей».
       Педагогика, как и любая другая наука, зиждется на поиске, открытии и исследовании новых форм, средств и методов формирования и становления личности. Одним из направлений педагогического поиска в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования на современном этапе является гуманно-личностная   педагогика, сформировавшаяся в России в начале XX столетия и получившая в последующем широкое мировое признание. У её истоков стояли А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и многие другие выдающиеся русские педагоги-гуманисты. В наши дни эти традиции продолжает замечательный педагог-гуманист Шалва Александрович Амонашвили.  Гуманно-личностный подход Ш.А. Амонашвили, предложенный с учетом богатейшего опыта культурных и мировых традиций, как направление в педагогике, способен успешно решать современные педагогические задачи. 
                                
 
                                  Список основных трудов академика Ш.А. Амонашвили:
 
 Искусство семейного воспитания : пед. эссе. – М.: Амрита-Русь, 2011. – 336 с.
 
 Гуманная педагогика: актуал. вопр. воспитания и развития личности : кн. 1 / Ш.А. Амонашвили. – М.:  Амрита-Русь, 2010. – 285 с.: ил. – (Педагогика и психология).
 
 Гуманная педагогика : актуал. вопросы обучения родному языку и развития личности : кн. 2 / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита, 2011. – 304 с.
 
Педагогические притчи / Ш.А. Амонашвили. –  Москва : Амрита-Русь, 2010.  – 237 с. –  (Любовь и мудрость).
 
Вера и любовь : [притчи, сказки, рассказы, пед. эссе] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. дом   Амонашвили Ш., 2009. –  309 с. : ил.
 
Исповедь отца сыну / Ш.А. Амонашвили; послесл. П. Ш. Амонашвили. –  М.: Изд. дом Амонашвили Ш.; М.: Лаб. гум. педагогики МГПУ, 2009. – 104 с.
 
Как любить детей : (опыт самоанализа) / Ш.А.  Амонашвили. –  М.: Изд. дом Амонашвили Ш.; Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2009. – 112 с.
 
Свет во тьме / Ш.А. Амонашвили. –  М.: Изд. дом  Амонашвили Ш., 2009. –  232 с.
 
Рука ведущая / Ш.А. Амонашвили. –   М.: Изд. дом Амонашвили Ш., 2008. – 160 с.
 
Спешите, дети, будем учиться летать! / Ш.А. Амонашвили. –  М.: Изд. дом  Амонашвили Ш.; М.: Лаб. гум. педагогики МГПУ, 2009. –  47 с.
 
Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света / Ш.А. Амонашвили. – М. : Изд. дом Амонашвили Ш., 2009. –  113 с.         
 
Баллада о воспитании : истинное воспитание Ребенка – в воспитании самих себя / Ш.А. Амонашвили. – Донецк: Изд-во «Ноулидж», 2008. – 93 с.
 
В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры / Ш.А.   Амонашвили. – М.: Изд. дом  Амонашвили Ш.; М.: Лаб. гум. педагогики МГПУ, 2008. –  78 с.
 
Истина школы / Ш.А. Амонашвили; послесл. П.Ш. Амонашвили. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили , 2008. – 88 с.
 
Школа жизни : трактат о нач. ступени образования, осн. на принципах гуман.-личност. педагогики / Ш. А. Амонашвили; [послесл. Д. Д. Зуева]. – М.: Изд. дом Амонашвили Ш.; Моск. гор. пед. ун-т, 2007. – 142 с. – (Творч. лаб. учителя)
Без сердца что поймем?  / Ш.А. Амонашвили; под ред. Д.Д. Зуева. – М.: Изд. дом Амонашвили Ш.; М.: Лаб. гум. педагогики МГПУ, 2004. –  64 с.   
 
Почему не прожить нам жизнь героями духа : мысли в учительской / Ш.А. Амонашвили. –  М.: Изд. дом Амонашвили Ш., 2003. – 63 с. –  (Антология гум. педагогики) (Шк. жизни: уроки Шалвы Амонашвили).
 
Улыбка моя, где ты? : мысли в учительской / Ш. А. Амонашвили. –   М.:  Изд. дом Амонашвили Ш.; М.: Лаб. гум. педагогики МГПУ, 2003. –  32 с. – (Антология гум. педагогики)  (Шк. жизни: уроки Шалвы Амонашвили).
 
Педагогическая симфония : монография / Ш.А. Амонашвили. –  М.: Мастер-Банк, 2002. –  667 с.: ил.    
 
Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. –  М.: Изд. дом Амонашвили Ш., 2001. – 461 с.: ил.
 
Тайна Альбрехта Дюрера / Ш.А. Амонашвили. –  М.: Изд. дом Амонашвили Ш., 2000. – 23  с. – (Антология гум. педагогики ).
 
Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили; Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол.- социал. ин-т. – М.: Ин-т прикл.психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. –  544 с. – (Психологи отечества).
 
Как живете дети? : кн. для учителя / Ш. А. Амонашвили. –  2- е изд. – М.: Просвещение, 1991. –  175 с.: ил.
 
Психологические основы педагогики сотрудничества : кн. для учителя / Ш.А. Амонашвили. –  Киев: Освита, 1991.  – 111 с.  –  Библиогр.: с. 109-110.
 
Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. –  559 с. –  (Библиотечка сер. «Университет – школе»).
 
Письма к дочери / Ш. А. Амонашвили. – М.: Знание, 1988. –  191 с.: ил. – (Нар. ун-т; Пед. фак.; вып. 7-8) .
                
Единство цели : (В добрый путь, ребята!) : пособие для учителя / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1987. – 208 с.  
 
В школу –  с шести лет / Ш. А. Амонашвили. –  М.: Педагогика, 1986. – 178 с.: ил. –  (Воспитание и обучение; Б-ка учителя).
 
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили.– М.: Педагогика, 1984. – 296 с. – Библиогр.: с. 287- 296.
 
Здравствуйте, дети! : пособие для учителя / Ш.А. Амонашвили. –   М.: Просвещение, 1983. –  208 с.: ил. 
 
Созидая человека / Ш. А. Амонашвили. – М.: Знание, 1982. – 96 с. –  (Нар. ун-т; Пед.фак.; вып. 4).
 
Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. –   М.: Знание, 1980. –  96 с. – (Новое в жизни, науке, технике) (Педагогика и психология; вып. 10).